Правовая страничка

 

 

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСНОГО ОТБОРА КАНДИДАТОВ ДЛЯ  ПОСТУПЛЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ ПРОКУРАТУРЫ ОБЛАСТИ 

ПРОКУРАТУРА РАЗЪЯСНЯЕТ

Видеоролик по вопросу участия в несанкционированных массовых акциях

Наказание за незаконный оборот спайсов. Основные права несовершеннолетних детей. О порядке рассмотрения обращений граждан.

 


Информация по привлечению по ст. 20.1.6

Защита прав и интересов несовершеннолетних в исполнительном производстве по исполнению требований о взыскании алиментов

ЗАЩИТА ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ПРИ ПУБЛИКАЦИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЕГО ИЗОБРАЖЕНИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Ответственность за причинение вреда несовершеннолетними

 

По общим правилам возмещения вреда, предусмотренным ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, (далее ГК РФ) вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.

Законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда. Законом может быть установлена обязанность лица, не являющегося причинителем вреда, выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда.

            Статья 1073 ГК РФ устанавливает, что за вред, причиненный несовершеннолетним, не достигшим четырнадцати лет (малолетним), отвечают его родители (усыновители) или опекуны, если не докажут, что вред возник не по их вине.

 Если малолетний гражданин, оставшийся без попечения родителей, был помещен под надзор в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 155.1 Семейного кодекса Российской Федерации), эта организация обязана возместить вред, причиненный малолетним гражданином, если не докажет, что вред возник не по ее вине.

 Если малолетний гражданин причинил вред во время, когда он временно находился под надзором образовательной организации, медицинской организации или иной организации, обязанных осуществлять за ним надзор, либо лица, осуществлявшего надзор над ним на основании договора, эта организация либо это лицо отвечает за причиненный вред, если не докажет, что вред возник не по их вине при осуществлении надзора.

 Обязанность родителей (усыновителей), опекунов, образовательных, медицинских организаций или иных организаций по возмещению вреда, причиненного малолетним, не прекращается с достижением малолетним совершеннолетия или получением им имущества, достаточного для возмещения вреда.

Если родители (усыновители), опекуны либо другие граждане, указанные в пункте 3 настоящей статьи, умерли или не имеют достаточных средств для возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевшего, а сам причинитель вреда, ставший полностью дееспособным, обладает такими средствами, суд с учетом имущественного положения потерпевшего и причинителя вреда, а также других обстоятельств вправе принять решение о возмещении вреда полностью или частично за счет самого причинителя вреда.

Согласно ст. 1074 ГК РФ, регламентирующей ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет самостоятельно несут ответственность за причиненный вред на общих основаниях.

В случае, когда у несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет нет доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда, вред должен быть возмещен полностью или в недостающей части его родителями (усыновителями) или попечителем, если они не докажут, что вред возник не по их вине.

Если несовершеннолетний гражданин в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, оставшийся без попечения родителей, был помещен под надзор в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 155.1 Семейного кодекса Российской Федерации), эта организация обязана возместить вред полностью или в недостающей части, если не докажет, что вред возник не по ее вине.

Обязанность родителей (усыновителей), попечителя и соответствующей организации по возмещению вреда, причиненного несовершеннолетним в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, прекращается по достижении причинившим вред совершеннолетия либо в случаях, когда у него до достижения совершеннолетия появились доходы или иное имущество, достаточные для возмещения вреда, либо когда он до достижения совершеннолетия приобрел дееспособность.

На родителя, лишенного родительских прав, по основаниям ст. 1075 ГК РФ, суд может возложить ответственность за вред, причиненный его несовершеннолетним ребенком в течение трех лет после лишения родителя родительских прав, если поведение ребенка, повлекшее причинение вреда, явилось следствием ненадлежащего осуществления родительских обязанностей.

В соответствии с нормами ст. 1078 ГК РФ дееспособный гражданин или несовершеннолетний в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, причинивший вред в таком состоянии, когда он не мог понимать значения своих действий или руководить ими, не отвечает за причиненный им вред.

Если вред причинен жизни или здоровью потерпевшего, суд может с учетом имущественного положения потерпевшего и причинителя вреда, а также других обстоятельств возложить обязанность по возмещению вреда полностью или частично на причинителя вреда.

Причинитель вреда не освобождается от ответственности, если сам привел себя в состояние, в котором не мог понимать значения своих действий или руководить ими, употреблением спиртных напитков, наркотических средств или иным способом.

Если вред причинен лицом, которое не могло понимать значения своих действий или руководить ими вследствие психического расстройства, обязанность возместить вред может быть возложена судом на проживающих совместно с этим лицом его трудоспособных супруга, родителей, совершеннолетних детей, которые знали о психическом расстройстве причинителя вреда, но не ставили вопрос о признании его недееспособным.

 

Право ребенка на воспитание в семье

Статья  54  Семейного кодекса РФ  регламентирует право ребенка  жить и воспитываться в семье. Несовершеннолетние лица (не достигшие 18 лет) - объект особой защиты семейного законодательства.

Рассматриваемое право включает в себя несколько составляющих. Право ребенка жить и воспитываться в семье заключается в обеспечении ребенку со стороны государства возможности жить и воспитываться в семье, поскольку в ней он, прежде всего, получает физическое и духовное развитие, находит поддержку и понимание, готовится стать полноценным членом общества. За всю историю развития человечества не было выявлено лучшей формы воспитания ребенка, чем воспитание в семье.

Поэтому к основным принципам регулирования семейных отношений Семейный кодекс РФ относит приоритет семейного воспитания детей. Даже в отношении ребенка, лишившегося своей семьи, приоритетной формой воспитания является семейная - передача ребенка на усыновление, в приемную семью, в семью опекуна (попечителя). Только в тех случаях, когда подобное устройство в семью ребенка не представляется возможным, он передается на воспитание в детские учреждения.

Семейное воспитание ребенка предполагает его воспитание в собственной семье, которую составляют, прежде всего, его родители. В таком случае государство выполняет лишь охранительную функцию, оберегая семью от внешних посягательств. Однако при нарушении прав ребенка в семье возможно применение такого государственного воздействия, как ограничение или лишение родительских прав. Право знать своих родителей тесным образом связано с правом жить и воспитываться в семье. Согласно ст. 7 Конвенции о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989; вступила в силу для России с 15 сентября 1990 г.) каждый ребенок имеет право знать своих родителей, насколько это возможно. Если ребенок воспитывается в полноценной семье, то не возникает никаких сложностей. Иначе обстоит дело в случае, если ребенок был найден или воспитывается матерью, а отец неизвестен. В подобных ситуациях право ребенка знать своих родителей влечет необходимость установления отцовства (материнства) в судебном порядке. Законные представители ребенка, государственные и муниципальные органы, организации, занимающиеся розыском, должны содействовать ребенку в розыске своих родителей. До настоящего времени остается дискуссионным вопрос о соответствии праву ребенка знать своих родителей тайны усыновления и тайны биологического происхождения ребенка при применении методов искусственного оплодотворения.

Право ребенка на заботу со стороны родителей предполагает удовлетворение всех жизненно важных интересов и потребностей ребенка родителями, обеспечение уважения его человеческого достоинства. Заботой о ребенке считается всемерная поддержка и оказание ему всех видов помощи: обеспечение питанием, одеждой, учебными принадлежностями и книгами, лечением в случае болезни и т.п. Правом на совместное проживание со своими родителями ребенок обладает даже в том случае, если проживает на территории другого государства. В соответствии с п. 2 ст. 10 Конвенции ребенок, родители которого проживают в различных государствах, имеет право поддерживать на регулярной основе, за исключением особых обстоятельств, личные отношения и прямые контакты с обоими родителями. Исключением из общего правила о праве ребенка на совместное проживание с родителями являются случаи, когда это противоречит интересам ребенка. Например, если родители причиняют вред физическому и психическому здоровью ребенка.

Согласно п. 2 ст. 20 ГК РФ местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов. Правила регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденные постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713 (ред. от 28.03.2008), устанавливают порядок регистрации несовершеннолетних граждан по месту жительства и по месту пребывания. Так, в соответствии с п. 28 Правил регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста и проживающих вместе с родителями (усыновителями), осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность родителей (усыновителей). По достижении подростком возраста 14 лет его регистрация по месту жительства производится на основании паспорта. При этом право ребенка на совместное проживание с родителями сохраняется. Каждый ребенок имеет право на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства. По сути, это право конкретизирует обобщающее понятие - право ребенка жить и воспитываться в семье.

Данное право корреспондируется с правом и обязанностью родителей воспитывать своих детей. В частности, родители обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей (п. 1 ст. 63 СК РФ). Важное значение в становлении личности имеет обеспечение интересов ребенка, под которыми понимается удовлетворение его жизненно важных потребностей. Соблюдение этого права позволяет расти ребенку физически, духовно и психически здоровым, создает возможность для нормального и всестороннего развития его индивидуальных способностей. Уважение человеческого достоинства ребенка родителями и другими членами семьи также оказывает существенное влияние на развитие полноценной личности. При воспитании ребенка должно исключаться пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение .

 

Заместитель Вяземского

межрайонного прокурора

советник юстиции                                                                        О.В.Якубовская

 

 

 

ЖИЛИЩНЫЕ ПРАВА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВЩИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

 

         Пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ и статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено право лиц указанной категории на получение жилого помещения вне очереди при условии отсутствия у них закрепленного жилого помещения.

         С 01.01.2013 вступает в силу Федеральный закон от 29.02.2012 № 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - дети-сироты), которым изменены основания и порядок обеспечения жилищных прав лиц указанной категории.

  Так, детям-сиротам, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются данным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

По заявлению в письменной форме детей-сирот, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Проживание детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:

1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:

- лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения);

- страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;

2) жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации;

3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения;

4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.

Срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с указанным выше порядком, составляет пять лет.

В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок. Договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок не более чем один раз.

По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, принимается решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключении договора социального найма в отношении данного жилого помещения.

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

 

 

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ, ПРОЖИВАЮЩИХ РАЗДЕЛЬНО СО СВОИМИ ДЕТЬМИ, И ДРУГИХ РОДСТВЕННИКОВ ПО ВОСПИТАНИЮ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

 

В силу части 1 статьи 61 Семейного кодекса Российской Федерации родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права).

Как определено частью 2 и частью 3 статьи 65 Семейного кодекса Российской Федерации, все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. Родители (один из них) при наличии разногласий между ними вправе обратиться за разрешением этих разногласий в орган опеки и попечительства или в суд.

Место жительства детей при раздельном проживании родителей устанавливается соглашением родителей. При отсутствии соглашения спор между родителями разрешается судом исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. При этом суд учитывает привязанность ребенка к каждому из родителей, братьям и сестрам, возраст ребенка, нравственные и иные личные качества родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком, возможность создания ребенку условий для воспитания и развития (род деятельности, режим работы родителей, материальное и семейное положение родителей и другое).

По требованию родителей (одного из них) суд с обязательным участием органа опеки и попечительства вправе определить место жительства детей на период до вступления в законную силу судебного решения об определении их места жительства.

Согласно статье 66 Семейного кодекса Российской Федерации родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет права на общение с ребенком, участие в его воспитании и решении вопросов получения ребенком образования.

Родитель, с которым проживает ребенок, не должен препятствовать общению ребенка с другим родителем, если такое общение не причиняет вред физическому и психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию.

Родители вправе заключить в письменной форме соглашение о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка. Если родители не могут прийти к соглашению, спор разрешается судом с участием органа опеки и попечительства по требованию родителей (одного из них). По требованию родителей (одного из них) суд с обязательным участием органа опеки и попечительства вправе определить порядок осуществления родительских прав на период до вступления в законную силу судебного решения.

При невыполнении решения суда к виновному родителю применяются меры административного воздействия. При злостном невыполнении решения суда суд по требованию родителя, проживающего отдельно от ребенка, может вынести решение о передаче ему ребенка исходя из интересов ребенка и с учетом мнения ребенка.

Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на получение информации о своем ребенке из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и аналогичных организаций. В предоставлении информации может быть отказано только в случае наличия угрозы для жизни и здоровья ребенка со стороны родителя. Отказ в предоставлении информации может быть оспорен в судебном порядке.

Статьей 67 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрено право дедушки, бабушки, братьев, сестер и других родственников на общение с ребенком.

В случае отказа родителей (одного из них) от предоставления близким родственникам ребенка возможности общаться с ним орган опеки и попечительства может обязать родителей (одного из них) не препятствовать этому общению.

Если родители (один из них) не подчиняются решению органа опеки и попечительства, близкие родственники ребенка, либо орган опеки и попечительства вправе обратиться в суд с иском об устранении препятствий к общению с ребенком. Суд разрешает спор исходя из интересов ребенка и с учетом мнения ребенка.

Федеральным законом от 04.05.2011 № 98-ФЗ внесены дополнения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, установившие с 17 мая 2011 года административную ответственность за несоблюдение прав детей на общение с родителем, отдельно от него проживающим, и другими близкими родственниками.

Так, нарушение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних прав и интересов несовершеннолетних, выразившееся в лишении их права на общение с родителями или близкими родственниками, если такое общение не противоречит интересам детей, в намеренном сокрытии места нахождения детей помимо их воли, в неисполнении судебного решения об определении места жительства детей, в том числе судебного решения об определении места жительства детей на период до вступления в законную силу судебного решения об определении их места жительства, в неисполнении судебного решения о порядке осуществления родительских прав или о порядке осуществления родительских прав на период до вступления в законную силу судебного решения либо в ином воспрепятствовании осуществлению родителями прав на воспитание и образование детей и на защиту их прав и интересов, образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 5.35 КоАП РФ, и влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

Повторное в течение года совершение данного административного правонарушения образует состав правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.35 КоАП РФ, и влечет наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пяти суток.

 

Заместитель Вяземского

межрайонного прокурора                         О.В.Якубовская советник юстици

 

 

 

 

Лекция на тему Ответственность за нарушение Федерального закона от 23.02.2013 N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма

 

С 1 июня 2013 года начали действовать основные положения Федерального закона от 23.02.2013 N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" (далее - Закон N 15-ФЗ), направленного на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и снижение потребления табака. Закон запрещает курение во многих общественных местах, на рабочих местах и в рабочих зонах, за его нарушение предусмотрена дисциплинарная, гражданско-правовая, административная ответственность в соответствии с законодательством РФ.

 

Законом N 15-ФЗ введены следующие основные изменения:

расширение перечня территорий, помещений и объектов, где курение запрещено;

изменение правил продажи табачной продукции;

запрещение рекламы и продвижения табачных изделий и процесса потребления табака, спонсорства табака, использование табачных брендов при осуществлении благотворительной деятельности;

введение ценовых и налоговых мер в целях сокращения спроса на табачные изделия;

введение государственного контроля за табачными компаниями в целях предотвращения незаконной торговли.

Все изменения вступают в силу в несколько этапов - 1 июня 2013 года, 1 января 2014 года, 1 июня 2014 года, 1 января 2017 года.

Под потреблением табака понимается курение табака, сосание, жевание, нюханье табачных изделий (п. 4 части 1 ст. 2 Закона N 15-ФЗ). В связи с этим под действие Закона N 15-ФЗ подпадают следующие табачные изделия и курительные устройства: папиросы, сигареты, электронные сигареты, сигариллы, сигары, насвай, снюс, биди, кретек и т.д. (ст.2 Федерального закона от 22.12.2008 №268-ФЗ « Технический регламент на табачную продукцию»).

Кодексом об административных правонарушениях устанавливается следующая административная ответственность за совершение административного правонарушения:

 

Административное правонарушение

НормаКоАП РФ

Размер штрафа

а вовлечение несовершеннолетнего в процесс потребления табака

Часть 1 ст. 6.23

Для граждан:

1000-2000 руб.

Часть 2 ст. 6.23

Для родителей, иных законных представителей несовершеннолетнего:

2000-3000 руб.

За нарушение установленного запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах (кроме детских площадок)

Часть 1 ст. 6.24

Для граждан:

500-1500 руб.

За нарушение установленного запрета курения табака на детских площадках

Часть 2 ст. 6.24

Для граждан:

2000-3000 руб.

За несоблюдение требований к знаку о запрете курения, обозначающему территории, здания и объекты, где курение запрещено, и к порядку его размещения

Часть 1 ст. 6.25

Для должностных лиц:

10 000-20 000 руб.

Для юридических лиц:

30 000-60 000 руб.

За несоблюдение требований к выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе для курения табака либо выделению и оборудованию изолированных помещений для курения табака

Часть 2 ст. 6.25

Для должностных лиц:

20 000-30 000 руб.

Для юридических лиц:

50 000-80 000 руб.

За неисполнение индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом обязанностей по контролю за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности

Часть 3 ст. 6.25

Для индивидуальных предпринимателей:

30 000-40 000 руб.

Для юридических лиц:

60 000-90 000 руб.

За спонсорство табака либо стимулирование продажи табака, табачной продукции или табачных изделий и (или) потребления табака, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 ст. 14.3.1 КоАП РФ)

Часть 1 ст. 14.3.1

Для граждан:

2000-3000 руб.

Для должностных лиц:

5000-15 000 руб.

Для юридических лиц:

80 000-150 000 руб.

За демонстрацию табачных изделий или процесса потребления табака во вновь созданных и предназначенных для взрослых аудиовизуальных произведениях, включая теле- и видеофильмы, в театрально-зрелищных представлениях, в радио-, теле-, видео- и кинохроникальных программах либо публичное исполнение, сообщение в эфир, по кабелю или любое другое использование указанных произведений, представлений, программ, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака, за исключением случаев, если такое действие является неотъемлемой частью художественного замысла

Часть 2 ст. 14.3.1

Для должностных лиц:

20 000-40 000 руб.

Для юридических лиц:

100 000-170 000 руб.

За демонстрацию табачных изделий или процесса потребления табака во вновь созданных и предназначенных для детей аудиовизуальных произведениях, включая теле- и видеофильмы, в театрально-зрелищных представлениях, в радио-, теле-, видео- и кинохроникальных программах либо публичное исполнение, сообщение в эфир, по кабелю или любое другое использование указанных произведений, представлений, программ, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака

Часть 3 ст. 14.3.1

Для должностных лиц:

20 000-50 000 руб.

Для юридических лиц:

100 000-200 000 руб.

За нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем запрета рекламы табака, табачной продукции, табачных изделий или курительных принадлежностей

Часть 4 ст. 14.3.1

Для граждан:

3000-4000 руб.

Для должностных лиц:

10 000-25 000 руб.

Для юридических лиц:

150 000-600 000 руб.

За неисполнение обязанности трансляции социальной рекламы о вреде потребления табака при демонстрации аудиовизуальных произведений, включая теле- и видеофильмы, теле-, видео- и кинохроникальных программ, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий или процесса потребления табака

Часть 5 ст. 14.3.1

Для должностных лиц:

10 000-20 000 руб.

Для юридических лиц:

100 000-200 000 руб.

За несоблюдение ограничений в сфере торговли табачной продукцией и табачными изделиями

Часть 1 ст. 14.53

Для граждан:

2000-3000 руб.

Для должностных лиц:

5000-10 000 руб.

Для юридических лиц:

30 000-50 000 руб.

За оптовую или розничную продажу насвая (вид некурительного табачного изделия, традиционный для Центральной Азии, в виде маленьких "шариков", "палочек", пластичной массы или порошка грязно-зеленого цвета)

Часть 2 ст. 14.53

Для граждан:

2000-4000 руб.

Для должностных лиц:

7000-12 000 руб.

Для юридических лиц:

40 000-60 000 руб.

За продажу несовершеннолетнему табачной продукции или табачных изделий

Часть 3 ст. 14.53

Для граждан:

3000-5000 руб.

Для должностных лиц:

30 000-50 000 руб.

Для юридических лиц:

100 000-150 000 руб.

 

Запрет на курение в определенных местах - одно из требований Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака (далее - РКБТ ВОЗ), принятой 56-й сессией ВОЗ в Женеве 21 мая 2003 года.

Законом N 15-ФЗ введен обширный список мест, где курение запрещено. Так, уже с 1 июня 2013 года нельзя курить не только в школах, вузах, на спортивных и культурных объектах, в больницах, поликлиниках, санаториях, но и на их территориях, а также в самолетах, в городском и пригородном транспорте, внутри и ближе 15 метров от входов на вокзалы, в аэропорты, морские и речные порты, на станции метро, в помещениях социальных служб, в зданиях органов государственной власти и в муниципалитетах, на АЗС, на рабочих местах и в рабочих зонах помещений, в лифтах и подъездах, на детских площадках и пляжах (пп. 1, 2, 4, 7-11 части 1 ст. 12 Закона N 15-ФЗ).

Закон N 15-ФЗ предусматривает также возможность оборудования специальных зон для курения во дворе или в изолированных помещениях общего пользования многоквартирных домов, но для этого курильщикам придется собрать подписи всех собственников жилья (п. 2 части 2 ст. 12 Закона N 15-ФЗ).

А  с 1 июня 2014 года полностью запрещено курение в поездах дальнего следования, на пассажирских судах дальнего плавания, на платформах электричек, в гостиницах, кафе, барах, ресторанах, ночных клубах, в помещениях рынков и т.д. (пп. 3, 5, 6, 12 части 1 ст. 12 Закона N 15-ФЗ).

Существенно меняются правила розничной продажи табачной продукции. По общему правилу, с 1 июня 2014 года такая продажа будет осуществляться только в магазинах и павильонах. Магазин должен представлять собой здание (или его часть), которое обеспечено специальными помещениями (торговыми, подсобными, административно-бытовыми, для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже). Павильон должен быть строением, имеющим торговый зал и рассчитанным на одно рабочее место или несколько рабочих мест (часть 1 ст. 19Закона N 15-ФЗ). Соответственно, иные торговые точки, не имеющие торгового зала (например, ларьки, палатки, киоски, прилавочные магазины), где всегда продавалась основная масса сигарет, не смогут больше ими торговать.

Такая продажа должна осуществляться без открытой выкладки (в т.ч. на витрины, пластиковые боксы, установленные рядом с кассой или подвешенных над ней), за исключением случаев демонстрации товара, необходимой для получения покупателем обязательной информации в соответствии с законодательством РФ о защите прав потребителей (части 4, 5 ст. 19 Закона N 15-ФЗ). В общем случае покупатель может выбирать такой товар только в специальных точках в пределах магазинов и павильонов, а о том, какие сигареты есть в наличии, покупатели смогут узнать только по специальному прейскуранту. Продавец будет обязан предоставить перечень табачной продукции. Установлены требования к его содержанию: все названия должны быть отпечатаны одним шрифтом; необходимо использовать буквы черного цвета; наименования должны перечисляться в алфавитном порядке с указанием цены; не допускается использовать графические изображения и картинки (часть 5 ст. 19 Закона N 15-ФЗ).

Запрещена оптовая и розничная торговля насваем (часть 8 ст. 19 Закона N 15-ФЗ).

Запрещена торговля табачными изделиями дистанционным способом (в т.ч. через Интернет), а также торговля с использованием автоматов (часть 3 ст. 19 Закона N 15-ФЗ).

С 1 июня 2013 года для табачных компаний полностью запрещена любая реклама табачных изделий, спонсорство табака при проведении различных массовых мероприятий, использование табачных брендов при осуществлении благотворительной деятельности (часть 1 ст. 16 Закона N 15-ФЗ). Их товары нельзя будет раздавать бесплатно или продавать со скидкой. Сигаретными брендами нельзя будет маркировать другую продукцию (например, зажигалки и другие курительные принадлежности). Производителям сигарет теперь запрещено проведение массовых мероприятий, направленных на рост потребления сигарет (например, промоакций) (пп. а, б, в, ж части 1 ст. 16 Закона N 15-ФЗ). Из продажи должны исчезнуть товары, даже внешне напоминающие табачные изделия, например, популярные у детей жвачки в виде сигарет (п. г части 1 ст. 16Закона N 15-ФЗ).

Демонстрировать табачные изделия и курить их нельзя героям фильмов, спектаклей, телепередач и программ, снятых после вступления в силу Закона N 15-ФЗ. Исключение сделано только для случаев, когда режиссер сможет доказать, что такая демонстрация - неотъемлемая часть художественного замысла, а также для социальной рекламы о вреде курения (подп. д п. 1 части 1 ст. 16, части 2, 4 ст. 16 Закона N 15-ФЗ). Если же демонстрация сигарет и курения происходит в уже снятых фильмах, телепередачах и программах, их показ должен сопровождаться социальной рекламой о вреде курения, идущей перед началом и во время демонстрации таких произведений (часть 3 ст. 16 Закона N 15-ФЗ).

Федеральным законом от 21.10.2013 N 274-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "О рекламе" в связи с принятием Федерального закона "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" (далее - Закон N 274-ФЗ) в КоАП РФ внесены изменения, направленные на ужесточение борьбы с потреблением табака.

В Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации введены новые статьи 6.23, 6.24, 6.25, 14.3.1, 14.53, предусматривающие штрафы для граждан, должностных и юридических лиц за вовлечение несовершеннолетнего в процесс употребления табака, за курение табака на запрещенных отдельных территориях, в помещениях и объектах, за спонсорство, стимулирование продаж и рекламу табака, за нарушение ограничений и запретов при продаже табачных изделий (см. таблицу 1).

Как видно из таблицы 1, непосредственно работодателей касаются нормы ст. 6.25КоАП РФ. Так, по указанной статье к административной ответственности могут быть привлечены как организация, так и ее должностные лица. На них распространяется принцип презумпции невиновности, согласно которому лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (часть 1 ст. 1.5 КоАП РФ).

Организация (ее должностное лицо) будет признана виновной (виновным) в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у нее (у него) была возможность для соблюдения норм Закона N 15-ФЗ, за нарушение которых ст. 6.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но ею (им) не были приняты все зависящие от нее (него) меры по их соблюдению (часть 2 ст. 2.1 КоАП РФ).

Срок давности для привлечения к административной ответственности составляет один год со дня совершения административного правонарушения (часть 1 ст. 4.5КоАП РФ). Течение этого срока начинается со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). Это следует из норм части 1 ст. 4.8 КоАП РФ, п. 14 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". По истечении указанного срока ни работодатель, ни его должностные лица не могут быть привлечены к административной ответственности, административный штраф с них не взыскивается (п. 6 части 1 ст. 24.5 КоАП РФ).

По общему правилу административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренныхст. 31.5 КоАП РФ (части 1 ст. 32.2 КоАП РФ).

Неуплата административного штрафа по ст. 6.25 КоАП РФ в срок, установленный КоАП РФ, сама по себе также является административным правонарушением и влечет наложение административного штрафа в 2-кратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее 1000 руб., либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до 50 часов (часть 1 ст. 20.25 КоАП РФ).

Датой совершения административного правонарушения по части 1 ст. 20.25 КоАП РФ является следующий день после истечения установленного частью 1 ст. 32.2КоАП РФ срока для добровольной уплаты штрафа.

 

Старший помощник Вяземского

межрайонного прокурора

младший советник юстиции                                                                                    Ю.С.Борисова

 

 

Международный  военный трибунал  в Нюрнберге

Как стать приемными родителями

О льготах при поступлении в вузы

Правила организованной перевозки группы детей автобусами и ответственность за их нарушения

Наказание за сбыт наркотических средств

Ответственность за оскорбление

Последствия употребления спайсов и ответственность

Распространение в социальных сетях  призывов  подростков к суициду

Неустойка по алиментам

Права несовершеннолетних в уголовном судопроизводстве

Предупреждения преступности и правонарушений несовершеннолетних

 
Дата последнего обновления страницы 28.02.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения