Версия для слабовидящих

Новости школьной библиотеки

 

 

 

Человек живет до тех пор, пока развивается, тренирует свой ум, думает, общается. Жизнь настолько многообразна! Невозможно заранее предположить, понадобятся  или нет те или иные знания, умения, навыки. Никто не знает, с чем человеку придется встретиться в жизни.

На апрельских каникулах состоялось последнее методическое заседание школьных библиотекарей. Профессиональная деятельность библиотекаря требует широкого кругозора и эрудиции, потому что залог успешной работы школьной библиотеки - это высокий профессионализм специалиста.

Как же повышать свой профессиональный уровень? Одним из самых быстрых и доступных способов является чтение профессиональной литературы - периодики.

Этой теме и было посвящено РМО школьных библиотекарей, где говорилось о профессиональном чтении, чтении библиотечных профессиональных изданий. Что и как читают наши школьные  библиотекари?

С чтением художественной литературы дело обстоит лучше, чем с чтением профессиональной литературы. И все потому, что школьные библиотеки не имеют возможности сделать подписку на  профессиональные журналы.

Самым популярным периодическим изданием школьных библиотекарей является журнал «Школьная библиотека». Он был основан в 2000 году, этот журнал -  печатный орган русской школьной библиотечной ассоциации. Это информационно-методический журнал для специалистов, организующих библиотечное обслуживание детей и юношества.

Обзор периодических изданий, а в частности журнала « Библиотека» сделала  специалист центральной библиотеки Румянцева Олеся Александровна.

 

Она  ознакомила библиотекарей со статьями журнала «Библиотека», рассказала о разных формах работы с читателями,  остановилась на интересных находках в библиотечной работе.

Соболева Лариса Юрьевна, заведующая библиотекой Андрейковской средней школы, рассказала о работе с периодическими изданиями, которые  имеются в ее школьной библиотеке.

Тихонова Надежда Николаевна, заведующая библиотекой школы № 10, сделала обзор-презентацию профессиональных изданий для библиотекаря. Это журналы: «Библиосфера», « Школьная библиотека», « Современная библиотека»,  «Молодые в библиотечном деле», « Независимый библиотечный адвокат» и др.  Поработать с этими журналами  библиотекари смогут только в  интернет- сети, что не так уж и плохо. Интересной  оказалась экскурсия, которую провели работники центральной библиотеки (руководитель библиотеки Краснова Галина Александровна).

 

«Быть библиотекарем значит то же, что ехать на велосипеде: если вы перестаете нажимать на педали и двигаться вперед, вы падаете». Эти слова первого русского библиотекаря Даниэля Шумахера можно назвать девизом школьных библиотекарей  нашего районного методического объединения.

 

Неделя детской и юношеской книги — ежегодно проводимое всесоюзное мероприятие, ставящее своей целью популяризацию детской книги.

Детский писатель Лев Кассиль говорил: «Не раз мне доводилось слышать утверждение, будто в наш век радио, кино и телевидения литература утрачивает свою ведущую роль. Не знаю. Я по-прежнему верю в силу книги, верю, что человечество еще внимательнее будет вчитываться в печатную строку. Ибо ничто не может заменить книгу, где все основано на доверии к воображению читателя. А именно это — развитие воображения — одно из необходимых условий, помогающих воспитать эстетическую грамотность — одну из главных черт Человека Будущего». Наверное, именно поэтому ему пришла в голову мысль, устроить праздник книги.

Впервые праздник детской книги «Книжкины именины» был проведен по инициативе детского писателя Льва Кассиля 26 марта 1943 года в Москве (в Колонном зале Дома Союзов).

25 марта в нашей школе началась Неделя детской книги.  Открывали   ее обучающиеся 1-2 классов квест-игрой « Путешествие в сказочный лес». На следующий день игра продолжилась, но уже для ребят 3-4 классов «Путешествие в сказочный лес-2».

 

 

От каждого класса были выбраны команды по десять человек, которые защищали честь своего класса. Каждая команда выполнила по  5 заданий,  спрятанных  на станциях: « Всезнайки», « Хранители культур», «Поэтическая»,  «Сказочный лабиринт», «Школа вежливых наук».

Шестое задание, творческое, ребята готовили дома. Это были стихи,  басни, сценки из произведений детских писателей.

Команды курировали  ученики-волонтеры  ребята 8в класса

(кл.руководитель Морозова Т.В.)  Задания выполнялись в соответствии с маршрутными листами.  Перед тем, как отправиться по станциям, ребят встречали  сказочные герои: старичок- лесовичок  в исполнении  Шабуровой Анны   и баба-Яги  в исполнении  Романовой Валерии -учениц 4в класса.

Участники игры находили названия сказок среди букв, отгадывали загадки, выполняли литературные юмористические викторины, угадывали в тексте спрятанные  сказки, собирали разрезанные пословицы, угадывали, что находится в черном ящике, собирали слова из букв, отгадывали шарады.

 

Команда 2Б класса  возле станции « Сказочная»

Ребята 1а,4г на станции « Хранители культур»

 

 

                               Задание спрятано под манной крупой.                                        Волонтеры сопровождают ребят

Все станции посещены, задания выполнены, и команды показывают домашние  задания. Особенно яркими были творческие задания в 4В классе. Ребята показали басню И.А. Крылова « Ворона и сыр». Ребята с 4а, б классов читали свои авторские стихи. Команда 4б класса сочинили стихи о школе, библиотеке, о том, что они любят читать, и поздравляют всех с этим замечательным праздником.

 

поздравляют всех с этим замечательным праздником.

   

Ребята 3Б класса показали пьеску на стихи Агнии Барто « Сонечка»  и Бориса Заходера  «Друзья». 4г сделал инсценировку на стихи С.Михалкова « Кот и Лодыри». Маленькие читатели  1-2класса не остались в стороне. Настоящими  артистами были ребята из 1в класса Бандурин Егор, Иванов Матвей.

 

В Неделе Детской книги приняли участие и ребята  5-7 класса. Они рисовали иллюстрации к любимым книгам. Эти выставки с удовольствием  посещают маленькие читатели.  Кроме этого, в библиотеке организована выставка новых книг, подаренных родителями наших обучающихся.

 

Выставка-обзор «К нам новая книга пришла».

 

  

Ребята на выставке рисунков.

Праздник в школе - неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса. Совместная подготовка к нему не только сплачивает детей, но и учит общению, взаимопониманию, способствует развитию детского творчества. фантазии, воображения. Скоро закончится праздник, но яркие впечатления останутся в сердцах  читателей нашей школьной библиотеки.

Победители игры:

1В -1место ( кл. руководитель Лобанова Т.С.)

1А-2место  (  кл. руководитель Иванова Т.П.)

1Б-3место  ( кл. руководитель  Стародубова Л.С.)

2А-2место (  кл. руководитель  Понаморева Г.А.)

2Б- 1место ( кл. руководитель Яковлева Т.А.)

2В- 3место ( кл. руководитель Руденко Н.В.)

3А-2место ( кл. руководитель Ведерникова О.А.)

3Б-1 место ( кл.руководитель Кузьмина Г.М.)

4В-1место ( кл. руководитель Макаренко Д.В.)

4Б-2 место( кл. руководитель Ведерникова О.А.)

4А -2 место( кл.руководитель  Толстошеева Л.А.)

4Г- 3 место ( кл.руководитель   Кондратенко Н.В)

 

11 декабря 2018 года во 2Б классе прошло внеклассное мероприятие «Книги в моей семье».

В социальном проекте приняли активное участие Тихонова Н.Н., школьный библиотекарь, Яковлева Т.А. , классный  руководитель,  обучающиеся и родители 2 Б класса. Время реализации социального проекта   с июня по декабрь 2018 года. Цель мероприятия: возрождение традиций семейного чтения.

 

 

Книга - одно из величайших чудес света, удивительное изобретение человечества. А умеют ли читать наши дети? Умеют ли взять от хорошей книги все то, что есть в ней ценного, волнующего, интересного? Оказывается, чтению тоже надо учиться, тогда оно может принести и радость, и пользу. Воспитание и обучение человека начинается в семье. Культура чтения закладывается в семье, формируется и развивается в школе. Очень трудно развивать то, что нет заложено. Традиции семейного чтения необходимо возрождать, потому что в современной России эта замечательная традиция практически утрачена. И мы руководители детским чтением будем пытаться делать шаги в сторону возрождения.

К итоговому празднику были изготовлены плакаты, презентации, обзоры любимых книг, проанализированы анкеты детей и их родителей.

 

 

Ребята 2б класс представили  разнообразные презентации и выступления:

«Книга в моей семье»- Макаренко София; «Книга в нашей семье»- Тужикова Валерия; «Я люблю читать» - Зуев Денис; «Книга в моем доме»-  Еким Ксения; «Моя семья и книга» -Кукина Марина; «Моя домашняя библиотека»- Андрианов Алексей; «Моя любимая книга»- Семенова Арина.

Умение представить любимую книгу показали: Трофимова Ксения, Гудков Никита, Поморцева Кира, Дыченко Григорий, Романов Леонид, Виноградова Мария, Малков Георгий, Захаренкова Анастасия, Супин Денис, Фатеев Илья и другие.

 

 

 

 

 

Анализ анкет «Читательская компетентность 2Б класса» показал, что высокая читательская компетентность составляет -40%,  средняя-56%,  низкая 4%.

Родители в своих анкетах отметили, что чтение развивает такие положительные качества: доброту, честность, умение анализировать,  развивает речь и внимание, грамотность.

Классный руководитель Татьяна Алексеевна поблагодарила родителей за помощь и пожелала хороших и добрых книг.

 

                                           Зав. школьной библиотеки               Тихонова Н.Н

  

«Проект как вид самостоятельной творческой работы учащихся».

Разработанный еще в первой половине XX века метод проектов вновь становится актуальным в современном информационном обществе.

Для ученика проект - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат.

Как же отобрать нужную информацию для проекта? С этой целью ученики 10 класса, вместе с учителем Солохиной Л.В., посетили  школьную библиотеку.

Н.Н. Тихонова, библиотекарь школы,  рассказала ребятам  принцип работы с информацией. Она отметила несколько важных этапов при сборе информации:

1.Это формулировка и уточнение запроса, определение круга источников, выбор формы презентации результатов работы. Чтобы приступить к работе,  у ребят уже должна быть определена тема проекта.

2. Нужно выработать алгоритмы поиска информации. Ребята  должны задать себе вопрос: « Где и как  будут искать то, что нужно»? Кроме информации на печатной основе, они должны уметь работать  с электронными библиотеками,  с интернет сетью, со  СМИ,  анализировать, проводить диагностику.

3.  Оценка и отбор полученной информации. Нужно обработать и интерпретировать отобранный материал  и подготовить к презентации и презентовать свою работу.

Н.Н. рассказала, что для проекта у ребят должно быть не менее 20 источников информации. Она обратила внимание детей на то, что в первую очередь они должны определить наличие проблемы, которую будут решать, выбрать тему. Следующий этап, определить цели и задачу, спланировать все шаги, которые предстоит пройти от исходной проблемы до реализации цели.

 Ученики, которые уже   выбрали  тему проекта, поработали в фонде с документами.  Им была предоставлена отраслевая литература, электронные пособия,  справочники и энциклопедии, словари.

 

Девочки работают с литературой по музыке, психологии.

Ребята работают в отделе отраслевой литературы по биологии и истории.

 

15 ноября 2018 года

В нашей школе началась Неделя  « Живой классики». Она посвящена замечательному русскому писателю И. С. Тургеневу, которому в этом году исполняется 200 лет со дня рождения.

Сегодня ученики  5 классов посетили  и плодотворно работали на уроке литературы  по рассказу И.С. Тургенева  «Муму». Они посмотрели мультфильм  «Барыня», узнали историю создания этого рассказа, кто стал прототипами героев, что послужило поводом создания этого произведения.

Ребята размышляли над вопросами:  « Почему Герасим поступил с Муму именно так, а не по-другому?», описывали главного героя, давали оценку его образу и  образам других  персонажей. В течение урока определили средства создания литературного героя, узнали, как автор создавал портрет, описывал поведение, интерьер.  Какие «писательские краски» для рисования героя применял И.С. Тургенев?  Дали оценку отношения автора  к героям рассказа.

Урок, который проводила  библиотекарь школы Тихонова Н.Н. и учитель-филолог Морозова Т.В., понравился детям. На подведении итогов они говорили о том, что узнали нового, что понравилось, чему удивились?

 

Ребята смотрят мультфильм « Барыня»    Во время обсуждения.

  

Выставка иллюстраций  к  произведению И.С. Тургенева « Муму»

 

 

« БИБЛИОТЕКА И УЧИТЕЛЬ - ГРАНИ СООТВОРЧЕСТВА».

Прогрессивные представители отечественной педагогики всегда рассматривали школьную библиотеку в качестве важнейшего звена учебно-воспитательного процесса, подчеркивали влияние содержания документальных ресурсов, мероприятий, проводимых библиотекой на качество обучения. В нашей школе,  на протяжении нескольких лет, учитель русского языка и литературы, Морозова  Татьяна Владимировна,  работает в тесном сотрудничестве с библиотекарем. Этот учебный год не стал исключением.

В рамках Всероссийской Недели « Живой  классики»   (посвященной 200-летию со дня рождения  И.С. ТУРГЕНЕВА) в школьной библиотеке будут проходить следующие мероприятия:

14 НОЯБРЯ - Выставка произведений  И. С. Тургенева

15НОЯБРЯ  -  Заочная экскурсия  «Спасское – Лутовиново»  для  6-7 классов.

15 НОЯБРЯ - Викторина по произведению И.С. Тургенева « Му-му»  5-ые классы

19ноября -  Литературная гостиная « Великий мастер слова»  8-10 классы

20ноября  -  Выставка рисунков к произведениям И. С. Тургенева « Бежин луг»,« Му-му»   - 4 классы

21ноября – Подведение итогов.

Только совместная деятельность школьной библиотеки и учителя,  личный пример взрослых может оказать положительное влияние на школьников, привлечь их внимание к книге не только как к источнику информации ( есть Интернет),  но как к другу, способному разделить настроение, поддержать и  посоветовать.

Только тогда на вопрос  «Ваша любимая книга?» дети не будут мучительно вспоминать название и автора некогда прочитанной книги.

 

 

                                                    

 

Выставка « Великий мастер слова»

Эпиграф к выставке

Выставка - один из основных методов наглядной пропаганды литературы, предоставляющей читателям возможность получения дополнительных знаний, формирования и расширения интереса к предоставленной теме. Задача  библиотекаря  сделать ее яркой, интересной, нестандартной. Выставки должны не только привлекать внимание читателей, но и активизировать познавательную деятельность, вызывать всплеск эмоций и побуждать читателя взять книгу.

 

                                зав. школьной библиотеки:  Н. Н. Тихонова

 

В школьной библиотеке проходят занятия внеурочной деятельности «В мире волшебных книг». Занятия проводятся один раз в неделю. Каждое занятие включает работу по формированию читательских умений и расширению читательского кругозора, культуре общения, поведения. На занятиях ребята учатся быть самостоятельными, активными и аккуратными. Для того  чтобы занятия были интересны и не утомляли детей, предусмотрены разные виды деятельности: игровая, творческая, исследовательская, проектная, громкие чтения и т.д.

В течение прошлой  недели на  уроке « Волшебный мир книги»  с 1-4 класс  проходили  занятия по теме: «Приветствия».

Задача:

способствовать духовно-нравственному развитию детей посредством формирования особого отношения к имеющимся ценностям.

Цели:

научить детей различным способам приветствий;

выявить какие способы приветствия существуют в различных странах мира;

упражнять в совершении приветствий.

На уроке дети обсуждали то, как важны приветствия, потому что показывают, насколько вежливы и воспитаны люди.  Они работали  и  в тетрадях, где писали все  приветствия,  которые знают. Посмотрев презентацию, ребята узнали,  как приветствуют друг друга в других странах.  Конечно же,  им  самим захотелось повторить  приветствия разных народов.

  

В конце урока ребята 2Б класса выполняли рисунок  солнышко, цветными карандашами.  На нем они  изобразили свои впечатления от  урока. Если  урок понравился, солнышко улыбаться, если нет грустит. .

 

зав. школьной библиотеки: Н. Н. Тихонова.

 

В конце августа состоялось РМО школьных  библиотекарей г. Вязьма и Вяземского района.

 

 

На РМО присутствовали 16 человек- это библиотекари и заведующие школьными библиотеками  города и села.

Тема: «Обеспеченность  школьных библиотек учебной литературой и учебниками. Координация и контроль межшкольного обмена учебниками. План работы на новый 2018/ 2019 учебный год».

Учебники и учебные пособия были и остаются основными средствами трансляции знаний, стереотипных умений, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-оценочной деятельности. Поэтому от  обеспеченности учебниками школ в значительной мере зависит качество образования. Библиотекари  стараются выходить из трудного  положения,  используя обмен учебниками между библиотеками, и обеспечивают участников учебного процесса учебниками. Ведь очень важно, чтобы у каждого ребенка был учебник.

 При обсуждении этой  важной темы встал вопрос о сохранности учебников в школьных библиотеках. На заседании РМО было  рассмотрено  « Положение о школьном библиотечном фонде учебников, порядке его формирования, учета, использования и обеспечение сохранности».

 Из положения были выделены самые важные моменты на сегодняшний день каждой школьной библиотеки.

·                    это правила пользования учебниками и учебными пособиями учащимися и их родителей;

·                    требования к использованию и обеспечению сохранности учебников;

·                    критерии оценки  сохранности учебника.

До библиотекарей школ была донесена информация, полученная  на форуме  руководителей областных и муниципальных методических объединений, где было сказано, что в  течение  шести лет  будет осуществлена программа по переходу школьных библиотек в информационные центры. Конечно, такая новость порадовала библиотекарей школ. Время диктует, по- новому взглянуть на школьные библиотеки, уделить внимание техническому оснащению, повысить статус школьного библиотекаря.

В заключение коллеги поздравили Борисову Жанну Владимировну  МБОУ СОШ № 6 с заслуженным первым местом на областном конкурсе библиотекарей  «Лучший библиотекарь общеобразовательного учреждения» и пожелали ей творческих успехов, здоровья.

 

 

Руководитель  РМО, школьных библиотекарей, Тихонова Надежда Николаевна поздравляет Жанну Владимировну с заслуженной победой.

 

План работы РМО на 2018/ 2019 учебный  год.

 

Основные направления работы:

·                    повышение профессиональной компетентности библиотекарей города и района;

·                    внедрение креативных форм популяризации книг и чтения;

·                    обобщение и распространение опыта работы лучших библиотекарей района.

 

 

Сроки и место

Ответственные

Форма проведения

1.

Задачи и приоритетные направления деятельности школьных библиотек в новом учебном году.

План работы на 2018/19 учебный год.

конец августа

СОШ № 2

 

 

Тихонова Н.Н.

 

Борисова Ж.В.

заседание

МО

2.

Формы и методы организации книжных выставок в школьной библиотеке.

октябрь

 Вязьма -Брянская СОШ

Горюшина Л.В.

Тихонова Н.Н

 

Обмен опытом

3.

Рекомендательная библиография в системе информационной поддержки читательской активности участников образовательного процесса.

Ноябрь

МБОУ СОШ №1

 

Косенко Н.В.

 

Бознякова Т.В.

Тихонова Н.Н.

Выставка-обзор

4.

«Создание презентаций. Как сформировать эффективный инструмент воздействия».

Февраль

МБОУ  СОШ№ 6

 

Борисова Ж.В.

Тихонова Н.Н.

Якшевич И.М.

обмен опытом

5

«Библиотечная периодика, как средство культуры и профессионального самосохранения библиотекаря»

апрель

МБОУ СОШ №2

Соболева Л.Ю.

Лощакова И.Е

Афанасьева Л.С

Обзор-презентация

 

                                                                      Руководитель МО  Тихонова Н.Н.

 
Дата последнего обновления страницы 13.10.2019
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»